|
|
|
|
|
|
|
На сегодняшний день возможность применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для решения достаточно широкого круга задач очевидна. Именно поэтому в последние годы наблюдается интенсивный рост числа новых разработок в этой области. Уровень развития элементной базы радиоэлектронных компонентов и конструкционных материалов позволяет создавать как БПЛА с высокими летными характеристиками, так и компактные наземные пункты управления. Обращает на себя внимание тот факт, что подавляющее большинство БПЛА выполнено по самолетной схеме: от микро-БПЛА до тяжелых со взлетной массой в несколько тонн. Число образцов БПЛА вертолетного типа существенно меньше. Традиционно это объяснялось большей сложностью и соответственно более высокой стоимостью разработки, производства и эксплуатации винтокрылой техники. В то же время известно, что в современных пилотируемых ЛА стоимость авионики может составлять до 70% общей стоимости ЛА, для БПЛА этот показатель будет не меньшим. Если же учесть стоимость наземного пункта управления, то полная стоимость комплексов одного класса будет близкой независимо от типа БПЛА.
|
|
 |
|
 |
|
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
|
 |
|
 |
|
|
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
 |
|
|
 |
|
 |
|
 |
|
|
|
|
Основным преимуществом вертолета является отсутствие жесткой зависимости между массой ЛА и требуемой взлетно-посадочной дистанцией, а также диапазона летных скоростей. Для БПЛА самолетного типа массой более 20-50 кг требуются подготовленные ВПП или дополнительное оборудование: стартовые ускорители, катапульты, посадочные сети или парашютные системы. Это не только усложняет эксплуатацию, но и приводит к высокому проценту аварийности, особенно при выполнении посадки. БПЛА самолетной схемы также имеет существенные ограничения по размещению крупногабаритной полезной нагрузки, т.к. ее крепление на внешней подвеске не только снижает ЛТХ, но и может сделать полет вообще невозможным из-за резкого ухудшения аэродинамики, несмотря на то, что энерговооруженность ЛА вполне допускает полет с такой массой. При установке подобной подвески на вертолет полет будет выполняться с соответствующим снижением скорости, дальности и высоты полета.
|
|
|
|
|
 |
|
На основании этих замечаний в ЗАО «Авионика-РТС» проводятся работы по созданию ряда БПЛА вертолетного типа взлетной массой 10, 50 и 250 кг, имеющих унифицированный модульный комплекс БРЭО и наземного пункта управления.
|
|
|
|
|
|
 |
|
В состав комплекса (в зависимости от варианта исполнения) входят: - бортовой вычислитель (автопилот); - бортовой регистратор; - малогабаритная БИНС, - датчики воздушных скоростей; - барометрический высотомер; - интегральный датчик магнитного поля (компас); - приемник спутниковой навигационной системы; - высотомер малых высот; - курсовая видеокамера; - цифровая линия передачи данных и управления; - система локальной координатометрии; - поисковый радиомаяк; - интерфейсный модуль приема/передачи данных с аппаратуры целевой нагрузки.
Указанное оборудование позволяет осуществлять полет как в режиме дистанционного управления, так и автономно по заранее заданной программе. Автоматическое выполнение взлета и посадки возможно при условии развертывания системы локальной координатометрии и наличия связи с пунктом управления. К настоящему времени проведены сравнительные испытания моделей БПЛА трех схем: классической, поперечной и соосной со взлетными массами от 6 до 30 кг, разработаны и испытаны в полете отдельные модули БРЭО.
|
|
|
 |
|
Расчетные характеристики комплекса со средним БПЛА
Взлетная масса БПЛА, кг
| 40
|
Масса целевой нагрузки, кг
| 6
|
Радиус действия в режиме дистанционного управления, км
| 10
|
Радиус действия в автономном режиме, км
| 20
|
Крейсерская скорость, км/ч
| 60 - 70
|
Максимальная скорость, км/ч
| 90 - 100
|
Продолжительность полета, ч
| 1 - 1,5
|
Пропускная способность линии передачи данных, Мбит
| 5
|
|